Готовим фургон к зимнему сезону
С наступлением зимы перед операторами грузового транспорта возникает важная задача — подготовка автомобилей к суровым условиям холодного сезона. Холодное время года приносит с собой не только красивый снежный пейзаж, но и изменения в дорожных условиях, которые сказываются на работе и эксплуатации любых автомобилей, в том числе и коммерческого транспорта.. Снижение температуры ведет к ухудшению сцепления колес с дорожным полотном, увеличивает нагрузку на двигатель и другие ключевые компоненты автомобиля. Ледяные поверхности, снежные заносы и резкое изменение погоды создают дополнительные риски, которые могут способствовать аварийным ситуациям и поломкам техники.
Поэтому тщательная подготовка грузового автомобиля к зиме становится неотъемлемой частью управления транспортом в холодное время года. Это включает в себя не только проверк, ремонт или даже замену изношенных деталей, но и контроль за тем, чтобы все системы автомобиля работали надежно. Тщательная подготовка гарантирует не только безопасность на дороге, предотвращая возможные аварии, вызванные поломками, но и помогает обеспечить бесперебойную работу транспорта, минимизируя риск простоя автопарка и дополнительных расходов на ремонт. В этой статье мы рассмотрим ключевые этапы подготовки грузовиков к зимнему сезону.
Смена шин
Существует распространенное заблуждение, что зимних грузовых шин не существует. Однако на самом деле, ведущие производители шин уже более 20 лет предлагают зимние модели для коммерческой техники. Эти колеса существенно отличаются от привычных всесезонных и летних вариантов.
- Во-первых, они изготовлены из резиновой смеси, содержащей больше смол и масел, позволяющих сохранять эластичность и не затвердевать при отрицательных температурах.
- Во-вторых, в их конструкции используется металлизированный корд для дополнительной прочности и курсовой устойчивости.
- В-третьих, протектор таких шин имеет более глубокий рисунок и специальные элементы, улучшающие сцепление на скользких дорогах.Заботясь о правильной подготовке и обслуживании, вы сможете избежать проблем и сохранить эффективность работы вашего транспортного средства в любые зимние условия.
Важно: шипованные грузовые шины практически не применяются, так как шипы могут значительно повреждать дорожное покрытие под большим весом грузовика. Вместо этого в зимний период для предотвращения пробуксовки часто используются «противопробуксовочные цепи», которые эффективно обеспечивают дополнительное сцепление на льду и снеге.
Виды зимних грузовых шин
Все зимние шины для грузового автотранспорта относятся к фрикционным или как их еще называют «липучкой», которые могут без использования металлических шипов в конструкции колеса обеспечивать необходимое безопасное сцепление с дорожным полотном или даже льдом. Это связано с особенностями эксплуатации таких шин, а также с влиянием европейского законодательства, которое ограничивает использование шипованной резины, особенно на большегрузных автомобилях.
Что же обеспечивает фрикционным шинам необходимый уровень функциональности в зимнее время и межсезонье? Покрышки грузовых автомобилей оснащены специальным рисунком глубоких и широких ламелей, которые обеспечивают отличное сцепление на скользкой дороге. Рисунок протектора различается в зависимости от того, на какую ось установлена шина. На рулевой оси шина имеет круговые канавки с ламелями на бортиках, а на ведущей оси протекторные блоки более выражены и также имеют ламели.
Как выбрать зимнюю резину?
При выборе зимних грузовых шин важно учитывать ожидаемые погодные условия во время эксплуатации. Некоторые модели зимних шин могут быть ошипованы. Они продаются как обычные фрикционные шины, но имеют посадочные гнезда для шипов.
Ошиповка может быть выполнена самостоятельно или в специализированной мастерской при магазине. После установки шипов требуется обкатка — примерно 500 километров со скоростью 50-60 км/ч, без полной загрузки автомобиля.
Шипы рекомендуется использовать только для региональных грузоперевозок в районах с суровой зимой. Если предполагается поездка в Европу или южные регионы России, от шипованных шин лучше отказаться.
Утепление фургона
Владельцы фургонов, используемых для пассажирских и грузоперевозок, часто сталкиваются с проблемой недостаточной мощности штатного обогревателя или кондиционера. Это особенно актуально для водителей, занимающихся перевозкой скоропортящихся продуктов, где стабильная температура внутри автофургона имеет критическое значение. Еще одной проблемой является сильный шум. Специфическая конструкция фургона делает его похожим на резонатор, что приводит к значительному шуму, особенно при порожних рейсах, и может существенно снизить комфорт.
Однако существует решение этой проблемы — утепление фургона. Рассмотрим несколько основных способов утепления фургона, их преимущества и влияние на сохранение энергии и повышение комфорта.
1. Изоляция стен и пола
Материалы:
- Пенополистирол (EPS/ XPS): обеспечивает хорошую теплоизоляцию и является устойчивым к влаге. Идеален для стен и пола.
- Минеральная вата: хорошо удерживает тепло и обладает звукоизоляционными свойствами. Можно использовать для стен и потолка.
- Алюминиевые теплоотражающие пленки: отражают тепло и защищают от перегрева и переохлаждения.
2. Изоляция окон и дверей
Материалы:
- Теплоизоляционные пленки: наклеиваются на стекла и помогают сохранить тепло внутри фургона.
- Ремонтные комплекты для дверей: специальные уплотнители и прокладки помогают избежать сквозняков.
3. Изоляция потолка
Материалы:
- Минеральная вата или стекловата: хорошо удерживает тепло и предотвращает конденсацию влаги.
- Пенопласт: легкий и эффективный вариант для теплоизоляции.
4. Изоляция колесных арок и днища
Материалы:
- Акустические и виброизоляционные материалы: помогают снизить шум и вибрацию от дороги.
- Пенопласт или полиуретановая пена: обеспечивает теплоизоляцию и защиту от внешних температурных воздействий.
Правильное утепление фургона не только способствует значительному улучшению комфорта, но и позволяет существенно снизить затраты на энергию. Эффективная изоляция предотвращает потери тепла и охлаждения, уменьшает необходимость в частом включении обогревателей и кондиционеров, что делает поездки более приятными и экономичными.
Техническое обслуживание
Подготовка грузовика к зимнему сезону включает ряд ключевых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и надежности работы транспортного средства в условиях холода. Прежде всего, необходимо заменить летние шины на зимние, которые призваны обеспечить наилучшее сцепление и избежать непредвиденных ситуаций на дороге и расходов, связанных с ремонтом и эвакуацией техники. Важно также проверить уровень и морозостойкость антифриза, а также состояние жидкости гидравлического усилителя руля (ГУР). Используйте жидкость ГУР, которая сохраняет свои свойства при низких температурах, поскольку безопасность рулевой системы критична на скользких дорогах.
Перед первым зимним рейсом следует заменить летнее масло на масло, предназначенное для зимних условий, так как летнее масло может загустеть при низких температурах и привести к повреждению двигателя. Выбирайте масла, которые остаются жидкими при сильных морозах. Заполните топливный бак специальным зимним топливом, чтобы избежать проблем с его замерзанием. И не забудьте промыть фильтр бензонасоса для обеспечения бесперебойной работы топливной системы.
Тщательно проверьте днище автомобиля на наличие повреждений и загрязнений, которые могут повлиять на его работу. Убедитесь, что система обогрева кабины функционирует исправно и обеспечивает необходимый комфорт для водителя. Проверьте и отрегулируйте углы установки колес, чтобы улучшить устойчивость грузовика на зимних дорогах. Замените тормозную жидкость, так как она может терять свои свойства при низких температурах.
Также проверьте лакокрасочное покрытие на предмет царапин и повреждений, поскольку поврежденные участки могут быть подвержены коррозии в зимний период. Утеплите двигатель, чтобы обеспечить его надежный запуск в морозные дни. Проверьте фильтр охлаждающей жидкости и воздухоосушители пневматической системы, чтобы убедиться, что они не содержат конденсата, так как замерзание воды может привести к повреждению пневматической системы.
Обогрев
Зимой многие грузы требуют поддержания положительной температуры в фургоне, и существует несколько эффективных способов отопления изотермических фургонов. Рассмотрим наиболее распространенные методы:
- Установка зависимого жидкостного отопителя. Этот тип обогревателя использует тепло от двигателя, передаваемое через охлаждающую жидкость, чтобы обогревать рабочий объем фургона. По сути, это дополнительная печка. Этот способ является наиболее бюджетным, но имеет свои недостатки. Во-первых, существует ограничение на максимальный объем фургона, который можно эффективно обогреть, не более 18 м³. При установке на более крупные фургоны эффективность отопителя значительно снижается из-за недостаточной вентиляции, что может привести к перегреву продукции вблизи отопителя и замерзанию товаров, находящихся ближе к дверям. Кроме того, установка такого отопителя на грузовики с дизельными двигателями может снизить эффективность работы фургона, так как тепло будет забираться от мотора, что увеличит расход топлива и может привести к охлаждению кабины водителя.
- Установка рефрижератора с функцией обогрева автомобиля. Эти рефрижераторы могут изменять направление течения горячего газа для отопления фургона. Они эффективны при температурах до −15°C. Однако при более низких температурах эффективность обогрева значительно снижается. При температуре окружающего воздуха ниже −22°C рефрижератор может не запускаться из-за низкого давления в системе, что требует предварительного прогрева автомобиля для повышения давления в системе. Такие ограничения могут создать сложности при эксплуатации рефрижераторов в условиях сильных морозов, например, в Сибири.
- Установка независимого отопителя, работающего на топливе из бака автомобиля. Эти отопители, известные как «сухие фены», позволяют поддерживать заданную температуру в фургоне даже при выключенном двигателе в течение
1-2 суток. Они обеспечивают низкое энергопотребление, автономную работу независимо от двигателя и возможность точного поддержания температуры. Эти преимущества делают независимые отопители более предпочтительными по сравнению с другими методами отопления, особенно когда требуется длительное поддержание стабильной температуры.
Каждый из этих способов имеет свои преимущества и ограничения, и выбор оптимального решения зависит от специфики эксплуатации фургона и климатических условий. Заботясь о правильной подготовке и обслуживании, вы сможете избежать проблем и сохранить эффективность работы вашего транспортного средства в зимней период эксплуатации транспорта.
Оставляйте заявку на сайте ААА-AMBERTRUCK, наши специалисты проконсультируют Вас по любым вопросам и помогут подобрать подходящее авто для ваших целей.